Новая реальность: литр «девяносто пятого» бензина теперь стоит 62 рубля

 Биржевая стоимость топлива обновила исторический рекорд, а за ней выросли розничные цены.

Рекордному подорожанию бензина на российских АЗС нашлось несколько причин. В сентябре российские АЗС вынуждены почти ежедневно переписывать ценники на бензин и дизтопливо. Более того, во время подготовки материала (это было днём 7 сентября) редакция Quto опросила сотрудников трёх сетей автозаправочных станций. По их словам, с 8 сентября цены вырастут ещё на 1,5-2 рубля. И процесс подорожания не думает останавливаться.

Старая шутка «доллар подорожал — бензин подорожал; доллар подешевел — бензин опять подорожал», вновь актуальна. Во всяком случае, за первые месяцы текущего года стоимость бензина марок АИ-92 и АИ-95 для оптовиков выросла сразу на 76%, до 65,2 тысяч и 75,6 тысяч рублей за тонну бензина, соответственно.

С точки зрения теории, от таких скачков россиян должен защищать специальный «топливный демпфер». Коротко напомним: когда государство компенсирует нефтяным компаниям разницу между высокой экспортной и низкой внутренней ценами, это как раз называется «топливным демпфером».

Но его эффективности вдруг оказалось недостаточно: с 1 сентября этого года до 31 декабря 2026 года выплаты нефтяникам со стороны государства сократятся на 50%. И в результате компании делают ставку на экспорт топлива… Включая серые схемы, когда бензин для внутреннего рынка уходит заграничным покупателям.

Кроме того, эксперты вдруг вспомнили про усложнившуюся логистику. Дескать, железные дороги перегружены доставками армейской техники, плюс многие аэропорты продолжают оставаться закрытыми, а это тоже влияет на стоимость доставки грузов. (Правда, об этом почему-то не вспоминали последние полтора года).

Ситуация почти критическая. Министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев даже предупредил об остановке сбора урожая: дескать, у аграриев банально нет таких денег, чтобы покупать подорожавшую солярку. «Проблема — кричащая, ею надо всем заниматься», — подчеркнул чиновник.

«Ситуация на топливном рынке приобретает характер катастрофической: Министерство сельского хозяйства устами министра Патрушева предлагает закрывать экспорт. Иначе под угрозой оказываются окончание уборочной и посевная кампания озимых», — рассказал Quto вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

При этом эксперт уверен: проблема постепенно переходит на президентский уровень, поскольку правительственный уровень этот вопрос успел перерасти. Следовательно, от государства сейчас необходимы самые жёсткие меры, включая даже полный (или частичный) запрет экспорта. И полный контроль за экспортом «серым».

И, конечно, важна реакция производителей бензина: «У нефтяников финансовые показатели сейчас находятся на абсолютно рекордных уровнях. Таких доходов не было очень давно! Соответственно, они получают денежки из бюджета, от экспорта… А за всё это платим мы, потребители на внутреннем рынке», — отметил Шапарин.

()

Новая реальность: литр «девяносто пятого» бензина теперь стоит 62 рубля

19

Источник