Почему российский автопром наполняется китайским содержанием

Сегодня даже страшно представить себе, что было бы с российской автоиндустрией, если бы на дальневосточных рубежах наш сосед – Китайская Народная Республика — все эти годы не сделал бы мощнейшего экономического рывка, прежде всего, в автопроме. В 2022 году после введения западных санкций именно Поднебесная стала нашей опорой и надеждой.

А ведь еще совсем недавно, после 2014 года, когда были введены первые санкционные ограничения для Российской Федерации, был объявлен «разворот на Восток». Но он не принял сегодняшних масштабов, потому что западные санкции тогда обошли стороной российскую автоиндустрию.

Однако, отечественные автопроизводители увеличивали закупки автокомпонентов в Китае, китайские производители расширяли присутствие на российском автомобильном рынке, особенно в сегментах автобусов туристического класса и легковых автомобилей. В 2019 году было подписано первое соглашение о специальном инвестиционном контракте (СПИК) с Haval и был открыт сборочный завод в Тульской области «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус».

Российские автобусостроители подсели на китайские силовые агрегаты, например, на городские автобусы Volgabus устанавливают моторы Yuchai YC6L280N-52. На других марках нередко можно встретить мотор Weichai WP7, работающий на компримированном газе.

Когда несколько лет назад руководителя КАМАЗа Сергея Когогина спросили о риске санкций, поскольку камский автогигант все же выпускает продукцию так называемого «двойного назначения», и одновременно развивал всемерное сотрудничество и партнерство с немецким автопроизводителем Daimler, топ-менеджер ответил, что, мол, мы предусмотрели этот момент и активы защищены. Но жизнь внесла свои коррективы – КАМАЗ все же попал под санкции, Daimler ушел из России. Правда, и КАМАЗ ответил «национализацией» совместных предприятий, о чем наш канал недавно рассказал в этом материале.

В период до начала СВО в актив российских автопроизводителей можно записать пару-тройку крупных проектов с китайскими партнерами. Прежде всего, это начало выпуска трехтонного грузовичка Валдай Next на мощностях ГАЗа. Этот автомобиль заполнил нишу между Газелью и Газоном. Партнером проекта выступил китайский автопроизводитель Foton.

Камский автогигант, в свою очередь начал реализовывать проект «Компас» с другим китайским автопроизводителем JAC. Это семейство коммерческой техники полной массой 3, 5, 9 и 12 тонн. Перспективный объем выпуска до 15 000 автомобилей в год. На старте этого проекта главный конструктор инновационных автомобилей ПАО «КАМАЗ» Сергей Назаренко объяснил:

«Мы намерены локализовать узлы и детали до высокого уровня. На это потребуется 5-6 лет, после чего можно будет без оговорок называть автомобиль российским».

Сегодня после известных событий 2022 года, «разворот на Восток» наполняется новыми участниками и проектами. Впрочем, это напоминает «игру в одни ворота». Например, пока китайские автопроизводители не объявили ни об одном проекте по строительству собственного автозавода на территории РФ. Им проще импортировать свои транспортные средства, а не производить их на месте. Тоже касается автокомпонентов.

АвтоВАЗ ведет поиск в Поднебесной партнера для поставок в Тольятти автоматической трансмиссии, как и поставок комплектов для сборки автомобилей под брендом Lada на бывший завод Nissan в Санкт-Петербурге. Именно по этой схеме начат выпуск автомобилей на московском заводе «Москвич» кроссоверов JAC под шильдиком возрожденного легендарного бренда.

Также важнейшим итогом прошлого года стало решение застарелой проблемы отечественного автопрома, а именно, выпуск малого дизельного двигателя. Сразу два российских автопроизводителя – Группа ГАЗ и Соллерс начнут выпуск на своих мощностях малообъемных моторов.

На ГАЗе еще весной анонсировали выпуск отечественных дизелей, правда, завуалировали это презентацией широкой автомобильной общественности Нижегородского литейного завода, где выливают блоки цилиндров и головки блоков для Ярославского, Ульяновского моторных заводов и как бы невзначай, для нового дизельного двигателя для коммерческой линейки ГАЗа. Первой такой движок получит ГАЗель NN, а позднее его распространят почти на весь модельный ряд. Новый мотор получил обозначение GAZ G21A. Собирают его по лицензии китайского автопроизводителя Foton. Рабочий объем двигателя составляет 2,5 л, мощность — 149 л.с., а экологический класс пока Euro 2.

Другой отечественный автопроизводитель – компания Соллерс планирует захватить до 40% рынка коммерческих малотоннажных автомобилей РФ. Эта техника лицензионная. Планируется локализация до 75%. На бывшем моторостроительном предприятии СП Ford-Sollers также запускают выпуск отечественных дизельных моторов. Это дизели JAC рабочим объемом 2,0 и 2,7 литра с разными мощностными настройками. Пока моторы для фургонов Argo и грузовичков приходят из Китая.

И в заключении, хотелось бы обратить внимание на такой момент, а не сильно ли российский автопром впадает в зависимость от китайского? Неужели опыт ничему не учит? В принципе, в той сложной ситуации, в которой оказалась в 2022 году российская автоиндустрия, обращение к китайским партнерам вынужденная и необходимая мера. Без этого отрасль просто бы умерла.

Только зачем в РФ сразу два завода по выпуску малообъемных дизелей на весьма небольшом по емкости российском рынке коммерческой техники? По идее, один завод, во-первых, стал бы более эффективным за счет масштаба поставок и Группе ГАЗ, и Соллерс. Но, к сожалению, наш штаб отрасли Минпромторг РФ не обладает правами таких директивных решений, каким обладал Госплан СССР. Может это и к лучшему.

источник : "Проавтобизнес" ВКонтактеSee translation

Почему российский автопром наполняется китайским содержанием

2

Источник