Chery обязана продать в России в 2023 году 200 000 машин – таков приказ Китая. А что «Автотор»?

Представьте себе, именно такую цифру нам назвали сразу несколько источников, имеющих как непосредственное отношение к «Чери Автомобили Рус», то есть, к представительству китайской компании, так и сторонние участники рынка, знакомые с процессом. Для того, чтобы понять, откуда «растут ноги» у этой цифры, обратимся к истории продаж Chery в нашей стране.

В 2012 году, когда рынок новых легковых машин поставил не побитый доселе рекорд почти в три миллиона штук, дилеры Chery реализовали 14,5 тысяч машин. В 2013 году сбыт достиг почти 20 тысяч машин и до 2020 года этот результат для китайского бренда оставался лучшим. В то же время бывали и тяжёлые годы, когда дилеры продавали по пять-шесть тысяч машин. Именно с результатом в 6358 экземпляров компания закончила 2019 год. Здесь сделаем паузу в цифрах и напомним, что именно 2018 год стал последним в сотрудничестве Chery и «ДерВейеса» — предприятия, на котором китайцы организовали сборку моделей по полному циклу, причём на пару с Lifan – модели обоих брендов красили в одной камере в одни и те же цвета (отличие было только в одном цвете).

Как мы знаем, в декабре 2018 года Следственный комитет по Карачаево-Черкессии возбудил уголовное дело «по факту уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере обществом с ограниченной ответственностью автомобильной компанией “Дервейс”». По мнению следователей, ущерб государству составил без малого 320 миллионов рублей. В общем, на «ДерВейсе» был поставлен крест, и Chery подалась на «Автотор», а, точнее, на его дочернее предприятие «Автотор-Техобслуживание» («Автотор-Т»). Китайцы наладили в Калининграде выпуск трёх моделей – Tiggo 5, Tiggo 7 и Tiggo 4 по методу SKD-4: из Китая на «Автотор» приходил голый, но сваренный и окрашенный кузов и несколько тысяч комплектующих к нему. Не сказать, чтобы сотрудничество было успешным – попутно с выпуском машин те же модели представительство Чери продолжало завозить из Китая, а спустя несколько месяцев после запуска, сборку и вовсе остановили. В феврале 2020 года директор российского представительства Chery Владимир Шмаков сказал мне: «условия таковы, что возить машины из-за границы дешевле», при этом подтвердил, что оборудование, работавшее на «ДерВейсе» и «Автоторе» законсервировано и ждёт своего часа.

Сентенцию про «возить из-за границы дешевле» можно было бы с лёгкостью оспорить по итогам 2020 года, ибо именно с 1 января правительство РФ резко взвинтило утильсбор, однако, помощь пришла откуда не ждали: весной начались ограничения, связанные с эпидемией коронавируса, и в то время, пока российские заводы стояли, импорт из Китая шёл полным ходом. В 2020 году Chery хотя и не достигла больших продаж (11 452 машины), однако по сравнению с 2019 годом выросла на 80%, а кроме того на российский рынок вывели дочерний бренд Exeed. В 2021 году опять же именно китайские производители меньше остальных пострадали от дефицита полупроводников и Chery извлекла всю возможную выгоду из этого на нашем рынке: продажи выросли на 224% — до 37 188 машин и стали рекордными за всю историю бренда в России. Вместе с Exeed дилеры продали 41 тысячу машин.

В этом году после вялого начала года вплоть до июня Chery не показывала сколько-нибудь существенных успехов. Всё изменилось в конце второго квартала: отгрузки и Chery, и Exeed возросли лавинообразно. В третьем квартале рост продолжился – реализовано 9935 Chery и 4515 Exeed. Ключевой момент здесь в том, продолжится ли рост в четвёртом квартале 2022 года – если да, это будет означать, что потенциал ещё есть, а если нет?.. В любом случае, конец года важен тем, что в Россию вывели бренд Omoda, который, очевидно прибавит новых возможностей для увеличения сбыта. По нашим прикидкам, суммарно представительство Chery может реализовать в этом году 50 000 машин – очевидно, что китайцы видят эту психологическую отметку и сделают всё, чтобы она была преодолена.

Между тем, 50 000 – это в четыре раза меньше, чем желамемые 200 000. В конце концов, даже перевозить машины куда как накладнее, чем машинокомплекты для CKD- или SKD-сборки. Кроме того, существуют известные валютные риски. Во-первых, рубль может не просто вернуться к прежним значениям, а упасть до отметки в 100 рублей за доллар, о чём открыто говорят эксперты. Во-вторых, не исключён вариант укрепления юаня – опять же до прежних шести юаней за доллар. Наконец, министр промышленности и торговли Мантуров может в целях защиты Автоваза исполнить свою давнюю угрозу и поднять утильсбор на 25% от текущего значения, что создаст изрядное напряжение в бизнес-схеме импорта машин из Китая, ведь возврат к прежним объёмам рынка отчасти должен быть обусловлен и снижением потребительских цен.

Короче говоря, как ни крути, а для достижения цели в 200 000 машин в год нужна местная сборка. Напомним, что её уже давно могли бы начать в Ульяновске, однако, УАЗ пал жертвой спецоперации, оказавшись под адресными санкциями. Посему его кандидатура отпала автоматически. В том числе по этой причине штаб-квартира Чери вернулась к переговорам с Авототором и, по нашим данным, достигла соглашения. Предполагается выпускать в Калининграде модели Chery и Omoda, а вот Exeed на наш конвейер китайцы ставить пока не хотят – как-никак премиум… Да, кстати, а ещё у Чери в резерве есть бренд Jetour…

(Дром.ру)See translation

Chery обязана продать в России в 2023 году 200 000 машин – таков приказ Китая. А что «Автотор»?

9

Источник