АвтоВАЗ рассказал про историю создания логотипа автомобилей LADA

В процессе создания современной ладьи был проанализирован опыт всех известных в мире автомобильных логотипов. Оказалось, что LADA в тренде: успешные бренды не меняют логотипы постоянно, у них, как и у LADA, эмблемы эволюционируют. Как эволюционировала ладья от первого эскиза до современного варианта рассказывает портал «НА ЗАВОДЕ».

Можно сказать, что ладья появилась на вазовской эмблеме почти случайно. Дело в том, что в процессе запуска первой модели ВАЗ-2101 о товарном знаке как-то позабыли. Ситуация пришла к тому, что из Турина начали поступать детали для сборки первых «копеек», в том числе и решетки радиатора, на которых вместо эмблемы зияло пустое место — не могли же итальянцы в отсутствие собственного товарного знака ВАЗа поставить туда эмблему FIAT.

Принялись спешно искать решение. Дизайнер В. Антипин повторил пропорции фиатовской эмблемы и начертания букв, только вместо четырех латинских стало три русских.

Автор собственно образа ладьи на товарном знаке — А. Декаленков, прибывший в Тольятти из московской дирекции ВАЗа. Дошедший до нас эскиз, описывающий идею ладьи, выглядит так.

Из воспоминаний А. Декаленкова: «Вручил В.С. Соловьеву (главный конструктор, прим. ред.) эскиз заводского товарного знака в виде картонного рельефного макета в трех вариантах» («Высокой мысли пламень» изд. Тольятти 2000г.).
А идея заключалась в том, чтобы в очертаниях ладьи читалась буква В. Очевидно, она должна была символизировать реку Волгу и находящийся недалеко от нее Волжский автомобильный завод.

ТОЛЬRТТИ

На основе этого образа и был рожден окончательный вид фирменного знака — дизайнер Юрий Данилов творчески переработал ладью Декаленкова и получил то, что сегодня принято считать классической вазовской эмблемой. Сам Декаленков был расстроен тем, как обошлись с его детищем («Высокой мысли пламень» изд. Тольятти 2000г.):

До сих пор считаю, что изменения, внесенные Ю. Даниловым (наклон мачты, опускание паруса к основанию), испортили знак, поскольку появилась ненужная динамика, исчезла геральдика знака, его лаконизм. Это дало повод для последующих вариантов на каждой модели, что изначально недопустимо для фирменного знака. Что касается предыдущих вариантов знака, то у Данилова они были все в «запорожском» духе в виде картины с плотиной Днепрогэса. Подключился к этому и только что прибывший В. Пашко, но, не имея опыта промышленного дизайна, он делал всё в духе книжной графики. Жаль, что при утверждении знака со мной так и не посоветовались.

Первые эмблемы для «копеек» изготавливались в Турине по чертежам, сделанным в Тольятти. Доподлинно не известно, кто именно дополнил ладью надписью «Тольятти» в нижней части эмблемы. Одна из версий, например, утверждает, что это сделал еще Декаленков — на том самом первом эскизе на листке в клетку. Как бы то ни было, а надпись попала в окончательный (как тогда казалось) вариант, и с этой надписью произошел широко известный курьез: по какой-то невероятной причине итальянцы перепутали кириллическую Я с латинской R, и на первой пробной партии надпись читалась как «ТОЛЬRТТИ».

Таких «неправильных» эмблем в пробной партии было порядка 30 штук, и все они, по корректному выражению автомобильных историков, «разошлись по частным коллекциям», на автомобили такие не ставили. Сейчас эти эмблемы среди любителей автомобильной истории представляют собой редчайшую ценность, цена на чудом уцелевшие оригинальные экземпляры исчисляется сотнями евро, а кроме того, умельцами вручную изготавливаются «реплики» разной степени правдоподобности. Но большую ценность представляют и эмблемы с «правильной» надписью, ведь такие ставились только на автомобили первого года выпуска, 1970-го. Позднее надпись убрали — по законам геральдики символика товарного знака не должна быть привязана к географии производителя.

От «копейки» до «восьмерки»

Уже на самой первой модели Жигулей, седане ВАЗ-2101, эмблема начала видоизменяться. Вариант знака без надписи «Тольятти» имел, кроме того, более широкую верхнюю часть, исчезла ярко выраженная «граненость» окантовки.

А на модели ВАЗ-2103 знак поменялся еще раз — сама ладья слегка сменила пропорции, вытянувшись, а окантовка «перевернулась», и теперь более узкая часть находилась не вверху, а внизу. В целом знак стал почти прямоугольным.

Собственно, четко прямоугольную форму он, стараниями Центра стиля ВАЗа, всё же обрел, но несколько позднее, на этапе более глубокой модернизации «классики», модели ВАЗ-2106.

Технологически первые варианты вазовской эмблемы были довольно сложным изделием, состоящим из нескольких частей. Считается, что «каноническая» эмблема Жигулей содержит рельефную хромированную ладью, хромированную же окантовку, а также фон, покрытый рубиновым лаком, сквозь который просвечивают объемные волны, создавая эффект плывущей по воде древнерусской ладьи. Такими были эмблемы на моделях с «первой» по «третью», и такими они остались на первых «шестерках», хотя сам знак на ВАЗ-2106 стал, как мы уже знаем, прямоугольным.

Однако на «шестерках» поздних лет выпуска, особенно в постсоветский период, ладья утратила былой лоск — внутреннюю поверхность накладки знака стали красить не красным лаком, а черной краской, в результате чего рельефные «волны» на ней переставали читаться.

На «пятерках», «семерках» и «восьмерках» от фона в виде волн отказались вовсе — эмблема стала гораздо проще в технологическом плане, хром, сталь и и лак заменил более дешевый пластик. А сам знак продолжал «мутировать», и если на ВАЗ-2105 пропорции ладьи были близки к ранним моделям, то на ВАЗ-2108 она немного «сплюснулась», а по периметру знака, на углах окантовки, появились более заметные скругления.

Перемены

Время кардинальных изменений пришло в начале девяностых. Связано это было, в частности, с тем, что вместо одного Волжского автомобильного завода появилось производственное объединение АВТОВАЗ, в которое входило более десятка предприятий. Да и в целом стало понятно, что нужен новый знак — отвечающий духу времени, но и отражающий традиции.

В девяностых, у вазовской ладьи, помимо «вписанности» в овал, появился вариант с синей заливкой фона. Уже не просто эмблема или товарный знак, а логотип с несколькими вариантами цветового решения, часть бренд-бука и философии марки.

Такую эмблему, в пластиковом исполнении и с «хромированной» ладьей, носили машины «десятого» семейства. А в 2002 ладья видоизменилась еще раз, но почти незаметно: у знака появился более ярко выраженный объем, а очертания ладьи еще раз «оптимизировались». Этот вариант всем хорошо знаком — с ним по стране и зарубежью колесят Гранты, Калины и Приоры.

Новая Ладья

С выходом Vesta и XRAY появилась новая ладья, более крупная, рельефная – и с расширенным смысловым значением.

Разработка новой ДНК дизайна и выпуск  LADA Vesta и LADA XRAY – это революция в масштабах истории бренда. А вот логотип претерпел не столь кардинальные изменения – здесь уместней говорить об эволюции, при этом стилисты подчеркивают, что опирались они на богатую историю компании. Были учтены и современные тенденции: ладья стала самой крупной в истории LADA. В условиях жесткой конкуренции необходимо, чтобы логотип автомобиля бросался в глаза, был узнаваем на расстоянии. Одновременно, и с той же целью, на задней части автомобилей появилась новая надпись LADA с крупными, широко расставленными буквами.

Оказалось, что LADA в тренде: успешные бренды не меняют логотипы постоянно, у них, как и у LADA, эмблемы эволюционируют.

Как рассказал директор по дизайну LADA Стив Маттин, было предложено более 200 вариантов нового фирменного логотипа. Рассматривались проекты «разворота» ладьи, чтобы она «плыла» в разных направлениях, в том числе и прямо на зрителя. Такой вариант символизировал бы поворот компании, смену ее вектора развития.

Обсуждались эскизы с подробной деталировкой элементов ладьи, и варианты совсем схематичного, абстрактного изображения. Дизайнеры решали, нужно ли оставлять эллипс, в который вписана ладья, или логотип нужно поместить в какую-то другую фигуру, или вообще не использовать рамок.

В итоге эллипс оставили, в том числе потому, что новая эмблема должна подойти к уже выпускаемым моделям – и она органично встала на решетку радиатора LADA 4х4. Одна из реализованных идей – сделать парус объемным, чтобы было видно, что его надувает ветер, и что ладья набирает скорость. С учетом полного обновления модельного ряда и укрепления позиций на российском рынке – очень символично.

()

АвтоВАЗ рассказал про историю создания логотипа автомобилей LADA

АвтоВАЗ рассказал про историю создания логотипа автомобилей LADA

АвтоВАЗ рассказал про историю создания логотипа автомобилей LADA

АвтоВАЗ рассказал про историю создания логотипа автомобилей LADA

АвтоВАЗ рассказал про историю создания логотипа автомобилей LADA

АвтоВАЗ рассказал про историю создания логотипа автомобилей LADA

АвтоВАЗ рассказал про историю создания логотипа автомобилей LADA

АвтоВАЗ рассказал про историю создания логотипа автомобилей LADA

АвтоВАЗ рассказал про историю создания логотипа автомобилей LADA

АвтоВАЗ рассказал про историю создания логотипа автомобилей LADA

Источник